6 уроков успешного стартапа

Успешный бизнес должен объединять всего 6 важных качеств. Звучит несложно, правда? На самом деле каждый из этих элементов требует огромной веры и усилий. Создать свою компанию можно только тогда, когда внутри вас есть “огонь”. И этот “огонь” вам предстоит разжечь самостоятельно.

Первый урок – Идея

«Хочу работать в стартапе и создать свою компанию» – об этом мечтают многие. Но если спросить у них, есть ли у них идея для собственного бизнеса, ответ чаще всего будет лаконичным: «Нет».

Придумать идею – это первый и самый сложный шаг. К тому же, идеи должны появляться на разных этапах жизненного цикла компании. Нужно не только создать свой бизнес, но и уметь его обновлять, находить современные потребности клиентов, следить за трендами и искать выходы из сложных ситуаций.

Когда я пришёл в Bitly, компании было уже 5 лет. Нашим продуктом пользовался весь мир. Но мы ничего не продавали. Всё было бесплатно. Моя идея была такой: «Давайте начнём зарабатывать деньги и сделаем из этого бизнес». Идея не уникальна, но я искренне верил, что мы сможем это сделать.

Как понять, хороша ли ваша идея? Если вы не можете перестать о ней думать, если она полностью захватила ваше внимание – значит, это то, что нужно. Исследуйте её, найдите 15 причин, почему она может не сработать, потому что весь мир будет говорить вам именно об этих 15 причинах. А затем найдите 15 способов, как их преодолеть.

Придумать идею сложно, но поверить в неё – ещё труднее. Это самый сложный этап в создании стартапа.


Второй урок – Сила

«Больше – не значит лучше» – это значит, что вы являетесь лидером. В какой-то момент ваш бизнес столкнётся с трудностями. И не один раз – сложные моменты случаются всегда. Вы должны быть готовы к штормам.

Стартапы изначально создаются в условиях стресса. Вы берёте умных, талантливых и мотивированных людей, помещаете их в одно пространство и бросаете им вызовы.

Как только вам кажется, что всё идёт отлично, вы вдруг получаете заявление об уходе от очень важного для вас сотрудника. И сразу падаете вниз. Нужно уметь справляться с этим и не поддаваться панике.


Третий урок – Баланс

«Больше – не значит лучше» – это значит, что вы должны сохранять баланс. В какой-то момент ваш бизнес столкнётся с проблемами. И не один раз – сложности неизбежны. Вы должны научиться балансировать.

Стартапы – это постоянный стресс. Вы берёте талантливых и мотивированных людей, помещаете их в одно пространство и бросаете им вызовы.

Как только вам кажется, что всё идёт отлично, вы получаете заявление об уходе. И снова откатываетесь назад, начинаете всё сначала. Это постоянные взлёты и падения.

Bitly начинал как компания, решавшая простую проблему – ссылки для Twitter были слишком длинными, а в посте было всего 140 символов. Их нужно было сокращать. Так компания вышла на мировой уровень. Но затем Twitter внезапно запустил t.co, который тоже сокращал ссылки, и заявил: «Может, увеличим лимит до 240 символов?». Весь бизнес Bitly был построен на сокращении ссылок, и вдруг всё перевернулось.

«Когда Twitter запустил t.co, стало ясно: мы не будем единственными в этой сфере. Как нам выиграть?» – вспоминает Марк Джозефсон. Тогда компания представила брендированные ссылки. Так появились nyti.ms, es.pn – брендированные ссылки, которые вы видите в сети, принадлежат Bitly.

Это полностью изменило бизнес-модель компании. Теперь размер уже не имел значения, ведь появились новые функции: аналитика, кампании и многое другое.

Когда вы падаете, важно помнить, что если вы продолжите бороться, то сможете вернуться наверх. А когда вы на вершине, важно напоминать себе: «Наслаждайся моментом, но завтра – новый день».


Четвёртый урок – Поиск сотрудников

Работа CEO заключается в трёх вещах: формирование видения, его развитие и его ценность. И вы должны повторять это снова и снова, пока ваша команда не скажет: «Мы поняли».

Наш спикер Брайан Скудамор на первой конференции AMOCONF в США рассказывал, как построить своё видение в бизнесе и жизни.

Но миссия и видение – это только первый шаг. Второй – найти и поддерживать талантливых людей, а третий – следить за тем, чтобы деньги в компании не заканчивались.

В стартапе поиск сотрудников – это постоянный процесс. Главное – не просто найти креативных людей, а думать о долгосрочном сотрудничестве.

В любой компании никогда не будет ошибкой нанять людей, которые лучше вас. Один человек не сможет удерживать баланс – все должны стремиться к лучшему и добиваться успеха.

Я призываю вас задуматься, как находить лучшие таланты. Помните, что ваш личный бренд – это не просто компания или продукт. Это люди, которые вас окружают.


Пятый урок – Финансы

Привлекать инвестиции – это очень сложно. Можно подумать, что привлечение капитала – это финишная прямая. Но на самом деле это только начало.

Важно помнить несколько вещей: вы только в начале пути.

Я не люблю праздновать успешное привлечение инвестиций. Это ещё не достижение.

Помните, что оценка компании важна только в момент её продажи.

Я вижу, как многие слишком радуются высоким оценкам, говорят о «единорогах» и огромных сделках. И думаю: «Они переоценили себя и обрекли на провал».

Важно найти не просто финансирование, но и инвестора, который разделяет ваши мечты и цели. Привлекая инвестиции, проводите с партнёром как можно больше времени, чтобы быть уверенными, что сможете вместе преодолевать трудности. Это похоже на брак.


Шестой урок – Страсть

Марк Джозефсон – очень занятой человек, и у него нет времени на серьёзные бизнес-книги. Поэтому он предпочитает находить мудрость в детских книгах.

«Я считаю, что детские книги лучше объясняют суть вещей, чем взрослые. У меня трое детей, и я прочитал все детские книги».

Одна из них – «Семечко моркови» – рассказывает о мальчике, который мечтал вырастить морковь. Все говорили, что у него ничего не получится, но он продолжал ухаживать за растением. В конце концов, он добился успеха. Это и есть суть стартапа – вера и упорный труд. Работайте усердно и не слушайте тех, кто хочет отговорить вас от мечты.


Марк Джозефсон

Опытный предприниматель, бывший генеральный директор Bitly, популярного сервиса для сокращения URL. Он сыграл ключевую роль в превращении Bitly в успешный бизнес.
Источник

Станьте незаменимым проектным руководителем, присоединяйтесь к нашим международным программам сертификации IPMA и Green Project Management!

20.03.2025